ЦОДД на страже ГОСТов

«Эксперты» из организации ЦОДД уже не первый год занимаются приведением города в порядок. Какой это порядок и для кого — это вопрос неверный. Верный вопрос — чем это является для основного потребителя транспортной инфраструктуры — жителя столицы.

Как не удивительно, но ГКУ ЦОДД — Государственное Казенное Учреждение Центр Организации Дорожного Движения — появилось достаточно давно. На бумаге. Первая запись в реестре значится аж от 29 мая 2000 года. Аккурат, как Россия-матушка перескочила в новый век. Однако основную свою деятельной ЦОДД развила к 2012-2014 годам.

Изменение схем дорожного движения по улицам, массовое насаждение знаков ограничений и запретов на остановку/парковку, платные парковки, и, барабанная дробь, изменение ширины полосы на дороге.

Как отмечают сами работники ЦОДД, изначально их учреждение занималось работой со светофорами, их схемами и разработкой их алгоритмов работы. Первый штат насчитывал всего 5 человек. А теперь учреждение разрослось до невероятных размеров и имеет несколько «важных» отделов, как аналитический, ситуационный, Оперативный, и тд.

Со стороны может казаться, что организация всерьёз направлена на улучшение качества жизни тех, кто постоянно на дороге на транспорте, будь то личном или городском. Но далеко не все так просто.

Одно из прибыльных направлений работы центра — эвакуация неправильно припаркованных авто. До 2012 года эвакуация велась совершенно другой конторой, которая за эвакуацию денег не брала. Владелец, приехавший за своим ТС, должен был оплатить штраф за неправильную парковку и время простоя авто на штрафстоянке — 40 рублей/час.

Однако эксперты ЦОДД посчитали, что бесплатная перевозка — это слишком просто и дёшево, и захватили эту нишу своими «зелёными крокодилами», устроив перед этим тендер небывалых размеров. Если цифры не врут, то на момент 2012-2014 года, такой «крокодил» вышел по тендеру в 5,1 млн рублей. Поправьте мое удивление, если это нормальный ценник за обычный городской грузовик с платформой и устройством захвата. Что и говорить, дело эвакуации резко набрало обороты и учреждение собрало значительные суммы на этом поприще.

К слову сказать, сам центр не является компанией, которая эвакуирует авто. По документам, ЦОДД имеет право нанимать сторонние организации для ведения своей деятельности. А это снова подрядные организации и снова ноль ответственности. Как пример — ситуация, произошедшая с одним из неправильно припарковавших своё авто — внедорожник был эвакуирован, а по пути на штраф стоянку «крокодил» перевернулся и авто, которое он вёз, получило тотальные повреждения. Подрядная организация отказалась от компенсаций, но затребовала оплату эвакуации. Смело, очень смело.

Как все помнят, одной лишь эвакуацией дело не закончилось — штрафы с камер, установленных на специальных автомобилях ЦОДД, вносят значимый вклад в бюджет организации. Эти «всевидящие» патрулируют улицы с завидной регулярностью — ведь если не успеть поймать «штрафника» за 5-10 минут, то в перспективе можно упустить значительный куш.

Но куда идут деньги с эвакуации и штрафов? Представители ЦОДД говорят, что эти финансовые потоки направляются на ремонт домов, восстановление разных объектов, и тд.
Как такое может быть — непонятно. Ведь фактически под каждое направление в нашей российской бюрократии, есть свой фонд/подразделение/министерство. В ваших платежках за квартиру сумма за капремонт уменьшилась? Так чего удивляться — никто этого и не обещал.

Новая ветвь деятельности центра уже несколько лет направлена на платные парковки и изменение схем движения на улицах города. Двухстороннее движение на узких улочках заменяют на одностороннее, но чтобы обязательно там размещалась Парковка. Платная конечно, зачем бы ещё такие сложности.

Центр города для редкого гостя этого района, стал настоящим ужасом — множество односторонних улиц, высокие цены за парковку, закрытые дворы. И вроде все по ГОСТу…но что-то все же да смущает.

Напомним, что эта организация зовётся Центром Организации Дорожного Движения. То есть эксперты-аналитики должны четко понимать, как направить транспортный поток по артериям города, максимально увеличив пропускную способность транспортных магистралей, и максимально уменьшив возможность заторов.

Но возникает резонный вопрос — каким образом автовладелец, вместо проезда по одной двухсторонней дороге, едущий по нескольким односторонним улицам, сэкономит своё собственное время, и создаст меньше аварийных ситуаций? И это единичный пример! А как поведёт себя целый поток таких автомобилей? Ведь это элементарная физика — чем больше длина отрезка, тем дольше через неё будет проходить объект. Или если сравнивать автомобильное движение с потоком воды, то длинный и множественно изогнутый рукав, будет заполняться дольше, чем прямой и короткий.

Но и тут эксперты додумались до радикальных нововведений! «А давайте увеличим количество полос, уменьшив их ширину? Ведь тогда пропускающая способность станет выше!»

И снова вопрос от выпускника технологического института — как быстро увеличенный объём потока жидкости будет проходить абсолютно тот же ограничительный элемент? По простому — раньше по дороге двигалось 3 полосы, сужаясь в 2, а теперь к «горлышку бутылки» подходит 4 полосы, причём одна из них — полоса общественного транспорта, вторая уходит на поворот на светофоре, третья и четвёртая — прямо. Стало ли легче? Нет конечно. И для этого ненужно быть экспертом-аналитиком данного ЦОДД. Если элементарная физика даёт ответы на все вопросы, то каким образом мыслят эти эксперты?

Яркий пример — всеми любимые «обочечники». Они создают новый ряд на дороге, на которой и так собралась пробка, ближе к «горлышку» — светофору — они втискиваются обратно, а среднее время прохождения данного отрезка дороги увеличивается. Выводы — дополнительная полоса не работает.

Но сужение полос — это причина. А чем же будет следствие? И тут все более, чем ярко. Уже полоса — больше возможность аварийности. Бич настоящего времени — гаджеты за рулем. Зачастую гаджеты с параллельным использованием ещё чего-либо. Итог — невнимательность приводит к ДТП, две узкие полосы закрыты участниками этого недоразумения. А если больше полос нет? Значит закрыта целая улица? Если полос 3, то весь поток направляется в одно узкое место. Пропускная способность просто на высоте.

Ещё один яркий пример — средняя скорость движения. Если ранее из водителей был диапазон для маневрирования, то теперь этот диапазон жестко ограничен. Войти в поворот без страха зацепить соседнюю машину — можно, но при условии, если скорость приближается к скорости улитки. Иначе ДТП, перекрытие нескольких полос, и все по новой.

Но ведь не только автомобилисты движутся по дорогам столицы. Ещё есть грузовики, автобусы, мотоциклисты, пешеходы, а далее самое интересное — велосипедисты и пользователи электротранспорта — самокатов, моноколёс и прочих достижений этой индустрии.

Для грузовиков сужение стало откровенным приговором — среднестатистический Камаз занимает полосу полностью. То есть от разделителя до разделителя. Как думаете, отвлекшийся на помеху слева водитель грузовика сможет отреагировать на тех, кто справа? И снова — ДТП, перекрытие, ура аналитикам из ЦОДД.

Далее досталось братьям нашим меньшим — мотоциклистам. Маневренные и быстрые — эти двухколесные разгружают дорогу хоть как-то. КПД мотоцикла — от 0.25 до 1,75(вес пилота по отношению к массе мотоцикла). КПД же автомобиля — в лучшем случае 0,13, что в два раза ниже КПД мотоцикла. При этом в расчёт мы берём самый легкий автомобиль — около 800кг с водителем и нагрузкой килограмм в 100, а со стороны мотоцикла — самый тяжелый в 400кг. Велика разница? А ведь это мы ещё не говорим о габаритах.

Но при этих новых сужениях более производительный мотоцикл вынужден тоже стоять в общем потоке. То есть занимать место, которое он всегда до сужения освобождал.

Эксперты центра отмечают, что сужение дорог позволит увеличить пропускаемость потока до 20%, а на отдельных участках до 100%. Но не нужно быть аналитиком в сфере автомобильного движения, чтобы понять простую физику — больший поток не сможет пройти быстрее через узкие места, коих в столице насчитывается бесчестное количество.

Ужасная работа светофоров, штрафы за нарушения линий разметки, сужения и «горлышки» — вот настоящий бич дорожного движения. А с этим бичом ЦОДД пока работать не намерены. Ведь это новый плацдарм для осуществления коммерческой деятельности по наполнению бюджета. И снова неизвестно чьего.