Импровизационный театр как вид искусства и развлечения

Вчера, в последний день прошлого уик-энда, на площадке московской мастерской импровизаторов под названием «Импульс» было проведено представление команды молодых актеров.

Объединенные в труппу «Театральная дичь», они в своем импровизационном выступлении выглядели далеко не дикими, а очень даже по-человечески. Представляя непродолжительные сценки из реальной жизни, условия которых задавались посредством зрительской фантазии, участники шоу на ходу погружались в характеры только что предложенных им ролей.

Все мы слышали и даже видели шоу «Импровизация» на телеканале ТНТ. Но мало кто знает, что эта форма театрального искусства имеет куда более древнюю историю, чем появившаяся в России в 2016 году эта развлекательная программа.

Импровизация в театре как таковая существовала еще в древние времена, когда сценарий передавался в устной форме, а его интерпретация зачастую определялась памятью актеров или их личным прочтением собственной роли. Ярким примером сочетания заданных ролей и развития актерского мастерства выступил театр дель арте, то есть итальянская комедия масок, при которой четко очерченные характеры таких героев, как, например, Арлекин и Коломбина, актерами доводились до наивысшей степени проработанности, а игра становилась максимально изящной и убедительной.

Споры о применении импровизационных средств в академической театральной среде не угасают до сих пор. На них зачастую строятся даже целые направления и школы. В педагогической практике, к примеру, применяется предложенный еще Константином Станиславским этюдный метод развития актерских навыков и взаимодействия между исполнителем и режиссером. Он призывает к «переодеванию» в образ героя с помощью живого действия актера, который проникает в роль, при этом раскрывая самого себя. Такое же живое действие, но уже непосредственно на сцене применялось великим русским актером Павлом Мочаловым. Здесь стоит упомянуть о «мочаловских минутах» — наивысших точках актерского вдохновения, при которых исполнитель роли мог наилучшим образом выразить характер своего персонажа.

Современная же импровизация в привычном теперь уже виде родом из Соединенных Штатов Америки. Первым вдохновителем и организатором актерских импровизационных школ выступила Виола Сполин. Сперва самостоятельно, а в последующем совместно со своим сыном Полом Силлсом, она по разработанному ею методу театральных игр, который применялся в игре иммигрантских детей и подростков, учила раскрытию актерского потенциала. Это с одной стороны приводило к сближению людей разных менталитетов и культур, а с другой – показывало единую человеческую природу актерского чувствования на сцене и его действия, соответственно.

Организовав в Чикаго свою первую в мире школу импровизации под названием «The Second City», мать и сын дали начало новому театральному жанру, так успешно развивающемуся до сих пор с момента открытия их предприятия в 1959 году.

За свою уже более чем полувековую историю эта импровизационная мастерская воспитала известных актеров Голливуда. Например, под началом одного из самых успешных участников «The Second City» Дела Клоуза работали такие звезды, как Джеймс Белуши, Тина Фей и Билл Мюррей.

Об уровне развития данной сферы деятельности в Москве высказался основатель мастерской импровизации «Импульс» театральный режиссер Светослав Татарченко.

«Импровизационный театр, которым мы занимаемся, широко развивается в столице. Он становится привлекательным для молодежи как на уровне собственных инициатив по объединению в творческие коллективы, так и на уровне студенческой самодеятельности. Однако хотелось бы, что бы развитие этого перспективного направления шло по пути профессионального теоретического и практического освоения».

При этом стоит отметить, что развитие российского импровизационного театра идет семикилометровыми шагами. В столице существует ряд школ, которые проводят обучение данному искусству. Они опираются на методические разработки Виолы Сполин, изложенные в ее главном труде «Импровизация для театра», на актерские приемы, выведенные классической театральной школой, а также занимаются внедрением собственных программ.

Вчерашнее выступление «Театральной дичи» тому пример. Оно проводилось по следующим рубрикам. По так называемому представлению в стиле «Half-Life» (с англ. – период полураспада), участники должны были проиграть сцену за одну минуту, затем тоже самое за – 30 секунд, потом – за 15 секунд и так далее. Зритель определял место действия и профессию персонажа, выступал в качестве суфлера, чем формировал дальнейшее развитие действия. Актеры, разбившись на пары, импровизировали, возводя в квадрат и в куб объем ситуации, представленной предшествующей двойкой исполнителей, что в концовке доходило до гротескного изображения поначалу вполне жизненной миниатюры.

Смех в зале и активное обсуждение происходящего создавали непринужденную обстановку, а также сохраняли желание проводить выходные подобным образом. При том, что импровизационный театр так активно внедряется в наши российские реалии и имеет высокий зрительский спрос, данное направление в искусстве, без сомнения, будет активно проявляться и становиться все популярнее.

Автор: Александр Голованов

#ммпресс #mmpress #импровизационныйтеатр #импульс #искусство #культура #импровизация #театральнаядичь

Print Friendly, PDF & Email